Летний солнцеворот - славянский Купала

Перейти вниз

Летний солнцеворот - славянский Купала

Сообщение  Милочка в Вс Июн 19, 2011 7:06 am

Купала, Купало - главный мифический персонаж разгульного праздника летнего солнцеворота, представлявшийся в виде куклы или чучела в женском или мужском облике. Предположительно в более отдаленное время этим персонажем было некое женское божество, сходное с Марой, Мареной и сочетавшее в себе смерть и жизнь, умирание и возрождение. Затем их значения разошлись, а когда мифологический смысл постепенно утратился, то Мара, Марена и Купала стали упоминаться в песнях одного купальского праздника. Смешение Купалы с Ярилой тоже произошло в результате утраты традиций.

Праздник Купалы соотносился с тремя стихиями: воздухом, огнем и водой. Происхождение Купалы объясняли ранее браком между Солнцем и девой Зарей. В день их брачного союза Солнце купается в водах. Дающее рост и силу всему живому Солнце достигает в это время наивысшей силы. По одной из версий, слово "купала" происходит от "купавый", т. е. белый. Корневую основу слова некоторые исследователи видят также в "кып" - значит "кипеть". Отсюда выражение: "бел как кипень". Высшее значение Купалы в годовом круге времени проявлялось в том, что существовал обычай гасить за два дня до праздника огонь. После ритуального добывания "живого огня", которое обычно поручали пожилой женщине, новый огонь старались разнести по домам.

Огонь и вода выступали в купальских ритуалах и песнях как мифические брат и сестра. Самого Купалу в некоторых местностях почитали как бога лета, полевых плодов и летних цветов. В песнях упоминаются три сына и три дочери Купалы, которые соотносятся с тремя видами волшебных трав и цветов.

Милочка

Сообщения : 582
Дата регистрации : 2011-06-18

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Летний солнцеворот - славянский Купала

Сообщение  Милочка в Вс Июн 19, 2011 7:06 am

В купальских праздниках обычно участвовало все население. Девушки завивали венки из трав и вечером пускали их по реке: если венок потонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. За собиранием трав следовало изготовление обрядовой куклы в качестве жертвы природным силам. Для этого втыкали в землю кол, который обвивали соломой, а на верхушке укрепляли пук из нее, называемый "купалой". По данной версии, от него и получил название мифический персонаж. Местами куклу называли "Иваном". Делали и "Марину". Они соответствовали мифическому мотиву о кровосмесительном браке брата и сестры, выразившемуся также в двухцветном цветке иван-да-марья, особо почитаемом в эти дни.

В вечернее время Купалу (и Марину) сжигали, топили или разрывали на части. Разжигали также костры, через которые попарно прыгали. От высоты прыжка зависела высота будущих хлебов и личное счастье участников. Через купальский огонь прогоняли скотину, чтобы охранить ее от мора. В огне сжигали сорочки болеющих детей. Помимо прыжков через костер устраивали шумные игры возле него. Была игра в горелки, сопровождаемая различными припевками.

День Купалы считался временем колдунов и ведьм, оборотней, водяных, леших, домовых, русалок. Они носились повсюду, устраивали сборища. Девушки, чтобы охранить поспевающий урожай, совершали ритуальное шествие вокруг полей, втыкали среди хлебов ветки осины, крапиву, лопухи, горькую полынь. Их вносили в коровники и хлева. До солнца старались для умножения скота пронести через огонь медвежью голову, которую потом устанавливали посередине двора.

На заре принято было купаться, от чего Купалу именовали "чистоплотным". Лишь в некоторых местностях купание в этот день считалось опасным, так как именинник Водяной мог потопить тех, кто его беспокоит. На юге Руси купались уже в мае, после первой грозы, а на севере Руси купание в праздник заменялось баней с использованием воды с целебными травами. Утром умывались собранной росой, кропили ею стены домов, детские кроватки, поили коров, чтобы они давали много молока. Днем обливали друг друга водой, но грязной или заранее смешанной с грязью. После всеобщей свалки мокрые и грязные люди купались в реке или в озере, а также устраивали бани.

Большое значение имело собирание трав. Этим ритуалом в ночь на Купалу (в Купальницу) открывалось празднество. Запасались различными лекарственными травами и такими, которые применялись в чародействе. Считалось, что травы к этому времени набирают большую целебную и чудодейственную силу. Особое место в этот праздник отводилось папоротнику, с которым связывались места пребывания кладов.

День Купалы считался своеобразным рубежом и по отношению к сбору ягод. Люди полагали, что до купальского дня женщина не должна есть ягоды, иначе у нее будут умирать дети. У русских существовало поверье, что в день Купалы небеса способны разверзнуться на короткий миг и загаданное желание непременно сбудется. При всем том у великорусов купальский обряд сохранился плохо. После введения христианства Купала слился с культом Иоанна Крестителя, рождение которого относили к 24 июня. Но при этом праздник Купалы не утратил своих древнейших корней.

Милочка

Сообщения : 582
Дата регистрации : 2011-06-18

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Летний солнцеворот - славянский Купала

Сообщение  Милочка в Вс Июн 19, 2011 7:07 am

Папоротник, или перунов цвет - растение, посвященное Перуну. Папоротник якобы распускает свой цветок в летние и осенние грозовые ночи. Но более всего рассказов связано с добыванием цветка в ночь на Купалу. По одному из них, отправляясь в лес, следует захватить с собой белую скатерть, холст и нож. Вокруг куста папоротника очертить ножом (или обгорелой лучиной) круг, разостлать скатерть и, сидя в круге, не сводить глаз с растения. На смельчака будут наводить страх и сон разные чудовища. А если человек выступит из круга, они разорвут его.

Почка папоротника ровно в полночь с треском разорвется, и появится необыкновенно яркий огненно-красный (вариант: серебристый или напоминающий огонек светлячка) цветок. В момент цветения папоротника слышен голос нечистой силы. Цветок может сорвать невидимая рука. Но если человек успеет сорвать цветок, то в этот момент заколеблется земля, загремит гром и засверкает молния, зашумит сильный ветер и послышится страшный хохот. Человека обдаст пламенем и удушливым черным газом. Тот, кому повезет завладеть цветком и выдержать все испытания, должен, накрывшись скатертью и не оглядываясь, спешить домой. Если же оглянется, цветок исчезнет.

Цветок откроет тайны, человек будет знать прошлое, настоящее и будущее, угадывать мысли людей, понимать язык птиц, зверей и растений. Вот как писали чернокнижники о папоротнике: "Носимый на голом теле, защищает от колдовства и злых духов. Он защищает дом от молнии, поля - от града. Это талисман самого высшего счастья; дает способность находить кристаллы и золото, приготовлять магические зеркала и становиться невидимым; приносит удачу во всех предприятиях, в игре и любви". Для открытия клада цветок папоротника надо бросить вверх, и если где есть клад, то он будет носиться над этим местом, как звезда, и упадет над ним.

В художественных произведениях многих народов описываются события купальской ночи, но наиболее ярко изобразил мистическую атмосферу Николай Васильевич Гоголь в повести "Вечер накануне Ивана Купалы". "С сердцем, только что не хотевшим выскочить из груди, собрался он в дорогу и бережно спустился густым лесом в глубокий яр, называемый Медвежьим оврагом. Басаврюк уже поджидал там. Темно, хоть в глаза выстрели. Рука об руку пробирались они по топким болотам, цепляясь за густо разросшийся терновник и спотыкаясь почти на каждом шагу. Вот и ровное место. Огляделся Петро: никогда еще не случалось ему заходить сюда. Тут остановился и Басаврюк. "Видишь ли ты, стоят перед тобою три пригорка. Много будет на них цветов разных; но сохрани тебя нездешняя сила вырвать хоть один. Только же зацветет папоротник, хватай его и не оглядывайся, что бы тебе позади ни чудилось".

Петр хотел было спросить... глядь - и нет уже его. Подошел к трем пригоркам; где же цветы? Ничего не видать. Дикий бурьян чернел кругом и глушил всё своею густотою. Но вот блеснула на небе зарница, и перед ним показалась целая гряда цветов, всё чудных, всё невиданных; тут же и простые листья папоротника. Поусумнился Петро и раздумно стал перед ними, подпершись обеими руками в боки. "Что тут за невидальщина? десять раз на день, случается, видишь это зелье; какое ж тут диво? Не вздумала ли дьявольская рожа посмеяться?" Глядь - краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку и позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек и цветок остался в его руках. Всё утихло".

Милочка

Сообщения : 582
Дата регистрации : 2011-06-18

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Летний солнцеворот - славянский Купала

Сообщение  Милочка в Вс Июн 19, 2011 7:07 am

Венок как символ девства является более древним, чем венок, изображающий супружество. В старинных свадебных песнях говорится о сожалении девушки о зеленом венке, с которым она должна расстаться во время своей свадьбы. Девушка должна, стоя на коленях, отдать этот венок своей матери. Иногда в песнях девичья невинность сравнивается с венком, уплывшим по реке.

Венок в сказаниях и обрядовых действиях славянских народов играет важную роль как предмет священный и мистический. Девушки во время весенних хороводов украшали себя цветочными венками в честь Ярилы. Ярила, Ярило - мифическое и ритуальное божество, культ которого близок распространенным в мировой практике культам умирающего и воскресающего бога плодородия. Имя Ярилы связано с корнем "Яр", имевшим значение быстроты, пылкости, стремительности, света, а также весны, молодости и веселья. Русское слово "ярый" означает сердитый, горячий, лютый. О сильном огне тоже говорят "яркий".

"Яр" вошло и в собственные имена, как бы подчеркивая характерные черты его носителя: Ярополк (слово "полк" означало ранее не воинское подразделение, а саму войну, т.е. ярый, отважный в бою), Ярослав, Яромир и др. Празднование Ярилы, согласно поучениям против язычества, носило разнузданный характер, сопровождалось фривольными играми и кулачными боями, кончавшимися увечьями. Празднество в честь Ярилы устраивалось в разные сроки. Наиболее древние из них: конец мая - начало июня (4 июня) или на неделе перед Купалой.

В некоторых местностях день Ярилы совпадал с переходящим праздником Троицы, или со следующим за ней днем, или с праздником Купалы (отчего и Купалу иногда называли Ярилой), или справлялся на другой день после Петрова дня, так как в Петровский пост празднование было отменено. В Нижегородской губернии за неделю до Купалы организовывали торги и гуляния, называемые "Молодой Ярила", а в день перед самим Купалой - вновь базары и веселье, известные под названием "Старый Ярила".

Наиболее типичный облик Ярилы - это мужчина, сидящий на белом коне и держащий в правой руке человеческую голову, а в левой - ржаные колосья; на его голове венок из полевых цветов. В ритуалах облик Ярилы изменялся. Избранного общиной на роль Ярилы парня украшали цветами, лентами, обвивали колосьями, на голову надевали колпак, лицо размалевывали румянами и белилами, а в руки давали погремушки. Ярилу могла изображать и женщина (или старик), наряженная молодым мужчиной. Она сидела на коне, привязанном к столбу, а вокруг нее водили хороводы.

Ярилу встречали и провожали. Для проводов Ярилы обычно изготавливали соломенное чучело в виде старика с огромным фаллом. Чучело топили или в гробу хоронили в поле. Женщины при этом выли и причитали, а мужчины суетились возле них, кричали, пели и плясали. Таким образом, Ярило знаменовал собой время, когда яровые набрали уже достаточную силу и с мифологической точки зрения оплодотворяющее мужское начало оказывалось ненужным и должно было "умереть". Наступало время защиты земных плодов, ими начинали пользоваться. В этом смысле встреча и проводы Ярилы - это своеобразный временной рубеж. Праздник справляли на Руси вплоть до середины XIX в.

Во время летних праздников девушки вили венки и целовались с парнями через них. Считалось, что это "пустой" поцелуй и ничего не обещает. Бросали венки в реку и по их движению гадали о своем будущем.

Свадебный венок плели из роз, ярких цветов, украшали лентами. Есть примета: если снятый с невесты венок зашить в брачную постель, то новобрачная будет жить счастливо. В некоторых деревнях жених, получив от невесты венок в подарок, кладет его в потайное место и сохраняет в течение всей жизни как символ любви и счастья.

В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. Летела птица Пава размашистая, посыпала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе золотой венок на счастье, но подхватили буйные ветры тот венок и унесли на сине море, нашелся молодец, вернул девице ее венок и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принес.

Можно сказать, что в древнейшее время свадебный венок знаменовал солнце или светозарный нимб, его окружающий.


Милочка

Сообщения : 582
Дата регистрации : 2011-06-18

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Летний солнцеворот - славянский Купала

Сообщение  Милочка в Вс Июн 19, 2011 7:07 am

Издавна лето считалось не временем для официального брака. Мешают летние заботы. Но у любви свои законы, она чаще вспыхивает именно весной и летом. Природа дарит женщинам великолепную возможность очаровать сильную половину человечества. Для этого можно использовать венок из двенадцати цветов, сорванных на двенадцати полях. Поле - понятие условное. Просто расстояние между собранными цветами не должно быть слишком маленьким.

Цветы могут быть любыми, но срывать их нужно очень рано, пока не просохла роса (примерно до 9 часов). Сплетите из этих цветов венок и наденьте его на голову. Это будет "венчик брака" - противоположность и защита от колдовского "венчика безбрачия", о котором так много говорят современные маги.

Надев на голову венок, произнесите трижды заговор: "Двенадцать цветов с двенадцати полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись, ко мне повернись и на меня посмотри!"

Не стоит постоянно держать этот венок на голове. Засушите его и носите с собой в сумочке, завернув в чистый лоскут. Вы не будете обделены мужским вниманием и выберете своего единственного - из двенадцати молодцов

Милочка

Сообщения : 582
Дата регистрации : 2011-06-18

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Летний солнцеворот - славянский Купала

Сообщение  Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения